Аудит-контроллинг
Открывая собственный бизнес, предприниматели часто отдают управление компанией в руки менеджеров-специалистов. Владельцы бизнеса нанимают директоров, руководителей отделов, которые и занимаются непосредственным управлением деятельностью фирмы. В этом случае для предпринимателя остро встает вопрос: а насколько грамотным является управление бизнес процессами и действуют ли менеджеры только в интересах бизнеса? Если не осуществлять контроль их деятельности, это может привести к весьма печальным для бизнеса последствиям.
С помощью проведения аудит-контроллинга владелец бизнеса сможет узнать, какова общая эффективность работы компании, с какими целями используется капитал и как получить максимальную выгоду от финансовых вложений.
Суть аудит-контроллинга на предприятии
Такая деятельность, как аудит-контроллинг, заключается в проверке управленческих решений на их эффективность в отношении использования различных видов ресурсов. Проводить аудит-контроллинг полезно на любых предприятиях, но особенно на тех, где основной ценностью является персонал, и именно от решений менеджеров зависит успешная деятельность компании.
Аудит-контроллинг собирает информацию о том, какой производственный потенциал имеет организация и как он используется, а также о необходимости привлечения дополнительных инвестиций. Конечной целью аудит-контроллинга является анализ предполагаемых последствий того, что в данный период времени происходит в организации. При проведении аудит-контроллинга необходимо опираться на следующие моменты:
1) анализ финансовой устойчивости, прогнозирование её изменения, а также оценка того, насколько бизнес является экономически самостоятельным;
2) анализ эффективности управления разными видами ресурсов (финансовыми, трудовыми, материальными), анализ и оценка полезности сделок, которые заключает предприятие;
3) формирование выводов проведения аудит-контроллинга и разработка рекомендаций по максимизации эффективности бизнеса.
Количество и длительность этапов проведения аудит-контроллинга может быть разной, в зависимости от масштабов организации и специфических характеристик её деятельности.
Приведем пять основных стадий аудита, которые применяются практически в каждом виде бизнеса.
1. Анализируем отчетность предприятия
Работа с отчетностью предполагает анализ финансовых показателей за последние несколько лет работы организации (обычно около трёх лет) с целью выявления наиболее слабых сторон предприятия и главных направлений деятельности в дальнейшем.
2. Оцениваем финансовую устойчивость
Здесь нужно исследовать прирост активов и пассивов, проанализировать достаточность собственного капитала и чистые активы предприятия. Динамику изменения собственного капитала необходимо соотнести с существующей стратегией владельцев бизнеса касательно дальнейшего роста и развития предприятия. Также внимание стоит уделить количеству заемных средств фирмы, и проанализировать в том числе и вероятность банкротства.
3. Оцениваем выручку и расходы предприятия
Проанализировав выручку и расходы предприятия, мы получим картину денежных потоков. На основании этой информации можно говорить о конкурентоспособности и ликвидности бизнеса. Если показатели денежных потоков существенно отличаются от показателей финансовых результатов – это нехороший знак того, что продукция предприятия теряет свою конкурентоспособность, либо уже сейчас является полностью не конкурентоспособной.
Финансовые результаты часто могут быть искажены, поэтому важно также анализировать показатели сделок, которые совершает предприятие.
4. Анализируем использование материальных ресурсов
Материальные ресурсы необходимы для осуществления самого процесса производства. Поэтому оставлять их без внимания нельзя. Во время анализа необходимо рассмотреть их коэффициент годности, оценить их состояние и срок использования, а также количество инвестируемых средств в основные ресурсы.
5. Анализируем трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы оцениваются с позиции текучести кадров, с учетом различных характеристик работников: возраста, профильного образования, опыта работы, квалификации и пр. Также необходимо проанализировать, как соотносятся между собой заработная плата сотрудников и их производительность труда. Если рост первого показателя существенно превышает рост второго, то появляется риск снижения прибыльности и финансовой устойчивости.
По завершению анализа всех показателей, владелец бизнеса обязательно должен сопоставить всю полученную информацию и рассматривать её только в системе, а не как отдельные характеристики предприятия. Проведение глубокого аудит-контроллинга поможет владельцу бизнеса принять правильные управленческие решения касательно повышения эффективности слабых сторон бизнеса и укрепления сильных.